Спецэффекты/Специальные эффекты - различные технологические приемы в кино, применяемые для создания сцен,
действий и образов которые или не существуют в действительности, или в силу разных причин не могут быть отсняты; также применяются для корректировки уже отснятого материала;

Проще говоря, спецэффект, то что невозможно, или сложно снять вживую.

Принято выделять:
визуальные эффекты - (комбинированная съемка, оптические эффекты, монтажные, а также компьютерные)
и механические - (или физические) (пиротехника, макеты, трюковые постановки, грим и т.д.)

Так же можно классифицировать спецэффекты и по другим признакам.
Что я бы еще выделил из возможных классификаций, это деление на спецэффекты явные и скрытые.
Годзилла это явный спепцэффект, а ретуширование проводов в исторических лентах, скрытые. Так же часто мы и не подозреваем что большая часть самого обычного кадра в современном фильме нередко скомбинирована из кусков других кадров (отснятых в другое время и другом месте) и компьютерной графики. Хотя у вас наверняка оставался привкус пластмассы после таких фильмов как "Великий Гэтсби" :).

Если бы некое событие можно было бы зафиксировать с помощью кино или видеокамеры, то в визуальных эффектах отсутствовала бы потребность.
Цель визуальных эффектов создание иллюзии, но иллюзии правдоподобной. Необходимо создать у зрителя ощущение правдивости всего происходящего и при этом
заставить его поверить в то, чего не может быть.
Зритель видит идущего Годзиллу и конечно знает, что такое в действительности невозможно. Но в фильме присутствует убедительность деталей
(падающие камни, переворачивающиеся автомобили, люди, разбегающиеся из под ног монстра). И потому человек невольно включается в процесс, происходящий на экране.
Зрительское доверие начинается с деталей. Если детали выполнены безукоризненно, то и все сооружение кажется зрителю жизнеподобным.
Соблюдение правды в деталях позволяет создавать убедительную иллюзию в целом. Героиня фильма «Матрица» по имени Тринити движется с нарушением привычных законов гравитации. Почему зритель ей верит? Здесь вступает в силу новый фактор – условия игры. У зрителя есть обоснование ее возможностей преодолеть силу притяжения: Тринити находится в виртуальном мире Матрицы, где это допустимо.
Визуальные эффекты, которые создаются для вымышленного мира, должны подчиняться законам природы и требованиям эргономики этого мира, здесь необходимо отметить, что у зрителя на основании его личного опыта и принятых в обществе стереотипов существует свое собственное представление о законах, которым подчиняются другие миры.

Хватит теории, ниже примеры из личного.

пример скрытого спецэффекта. Выполнен несколько коряво а потому заметно, но на не предвзятый глаз, когда человек не в курсе, обычно никто не замечает где он.

Тут драматургически мне надо было соединить кораблик и море, и если при соединении реки и кораблика мне хватило обычного наплыва (тоже спецэффект), то далее потребовалась уже комбинирование изображения кораблика и моря.

Это все старые работы которые уже тут выкладывал, ниже новый тест, комбинирование 3д с обычной съемкой.