Может для кого то будет новостью, но формат кадра 4 на 3 возник неслучайно.
Но я расскажу не об истории, а о формате кадра с точки зрения компоновки кадра.

Расхожее всеобщее мнение о том что поле зрения человека шире по горизонтали, которым пытаются оправдать широкий формат кадра, не совсем верно.
Да технически у нас охват довольно широк, но забывается такой момент что это в основном возникает за счет периферийного зрения. Реально воспринимаемое поле заметно уже.
Попытки создать чуть ли не круговую панораму вызваны прежде всего попыткой погрузить зрителя в атмосферу происходящего. Но это уже другое искусство которое имеет большее отношение к компьютерным играм, чем к кино как искусству, и речи о композиции кадра тут уже нет.
Мне кажется что ширина кадра в кино достигла своего максимума и превзошла всякие разумные пределы.

Конечно не существует одного идеального формата кадра в принципе. Еще Эйзенштейн мечтал о свободе кадра, о возможности трансформации горизонтальной композиции в вертикальную, которая используется в фотографии наравне с горизонтальной.

Человек очень вертикален, и при компоновке кадра возникает проблема пустого пространства по краям кадра. Именно потому крупные планы человека лучше смотрятся именно в 4 на 3. При компановке таких планов в 16 на 9 , а тем более в широкоформатном кино (которое шире) приходится резать голову, иначе падает плотность кадра, что ухудшает композицию.
Так же немалые проблемы компоновки кадра в 16 на 9 вызывают вертикально протяженные объекты типа башен, обелисков итп. Хуже получаются завалы вертикали при ракурсных точках съемки.

В плюсах у 16 на 9 съемка двух человек в кадре, диалоги, драки итп взаимодействия.
Использование больших протяженных массовок в батальных сценах вписываются уже в более широкий кино формат.

Заявления об "прогрессивности" формата 16 на 9 перед другими форматами не более чем рекламный слоган рассчитанный на обывателя.
Конечно с переходом промышленности на выпуск отображающих устройств только формата 16 на 9  этот формат выглядит предпочтительней, но это никак не увеличивает художественную ценность этого формата перед другими, как и не не снижает художественной ценности произведений как в 4 на 3, так и в кино-форматах.