Свободный видеофорум

Объявление

Введите здесь ваше объявление.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О фокусе

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Когда то передо мной встала во весь рост проблема. Имеется некий кадр, с различными объектами, расположенными в глубину кадра.
Вопрос. На что навести фокус?

Вроде бы вопрос чисто технический, и все таки часть ответа лежит в творческой (терпеть не могу это слово, но приходится использовать) области.
А именно, вам необходимо определится, что вы хотите показать зрителю. Причем не абстрактно, а конкретно, что в этом кадре вы хотите ему показать.

Казалось бы ответ прост, ан нет. Очень часто в кадре есть много объектов, или их деталей, которые могут быть интересны как зрителю, так и вам, художнику(тоже не могу терпеть это слово). Эти объекты или их части конкурируют между собой за наше внимание. Что же выбрать?
Конечно все и сразу , и это один из возможных вариантов, но лишь один из.
Да и не всегда понятно что это, все...

Как мы в жизни выбираем объекты для внимания?
Вот идет симпатичная девушка, и мы пялимся на нее, не замечая жену стоящую рядом. А вот слышим визг тормозов, и быстро крутим башкой, в поисках опасности. Что общего в этих двух случаях? Чем диктуется направление нашего внимания?
Наше внимание в первую очередь выделяет то, что для нас важно в данный момент времени.

Важность же диктуется нашим состоянием(замерз, голоден, сыт, любопытен) и потребностями, которые вытекают из нашего состояния.

При чем тут фокус, спросите вы? Я скажу. Точка фокусировки камеры, это точка нашего внимания. Конечно тут еще весомо влияет композиция кадра, но вы уже начинаете догадываться куда наводить фокус.

Теперь у вас есть два варианта, показать зрителю то, что привлекло вас (ваше внимание) или дать ему выбрать самому . Когда вас что то привлекло, вы имеете какую то мысль, эмоцию (красивая девушка или страх попасть под машину). Вот эту мысль вы можете донести до зрителя. Причем вы можете ее расширить ее, или изменить, от простого факта восприятия, до переживания-осмысления, и вызова какойто новой мысли.

Кадр есть выражение некой мысли (автора), как предложение в литературе. Вот эта мысль и будет диктовать что вы покажете зрителю.

Продолжение следует...

0

2

Продолжим.

Итак, мы выстраиваем кадр имея некую авторскую мысль. Эта мысль диктует нам точку фокусировки камеры. Но объекты на которых мы фокусируемся, не точки, и даже не плоскости. А иногда наша задача требует фокусировки и на нескольких объектах сразу.
Вы уже догадались к чему я клоню :). Конечно к глубине резко изображаемого пространства (ГРИП).

Глубина ГРИП может быть различной, но она должна быть достаточна. Для чего? Для выражения авторской мысли.
Причем надо понимать, что объекты не находятся в вакууме, фон это не отъемлимая часть кадра, среда, в которой существуют объекты.
Потому за ГРИП тоже должно что то быть видно, если конечно не стоит такой авторской задачи вырвать объект из среды, сосредоточившись только на нем.

На практике ГРИП и ее выраженность определяется нашей аппаратурой, но мы можем ее несколько варьировать меняя фокусное расстояние объектива (зум) и значение диафрагмы.
Какие параметры выбрать зависит от авторской задачи(мысли). При документалистике(да и в постановке нередко) нам многое диктуют обстоятельства съемки. Расстояния до объектов, освещенность, возможность перемещаться итд.

Если кадр постановочный, то мы имеем максимально возможный контроль над ситуацией. Мы можем отрепетировать кадр. Организовать мизансцену так, чтобы это было удобно снимать. Сделать дубль.
В репортажной съемке почти ничего этого нет, и это надо учитывать решая авторскую задачу.

Опереться на опыт фотографов тут особо невозможно. У них кадр неподвижен, у нас же он живет и изменяется во времени.
Скажем простое отклонение головы певца на крупном плане даст фотографу просто одну не резкую фотку, нам же операторам забракует весь кадр.
Ибо смотреть как человек периодически выскакивает из фокуса неприятно (если конечно вы не ставите себе такую художественную задачу :)).
Из за этого же автофокус  нам подходит гораздо меньше чем фотографу. У фотографов фокусировка происходит на мгновение создания фотки, нам же нужен фокус в течении всего кадра, и поиски автомата нам тут ни к чему.
Именно отсюда растут ноги и сложившейся практики, проф фотографы нередко снимают на авто, проф же операторы никогда (у проф репортажных камер автофокуса как правило вообще нет).

Как вы уже догадываетесь, чем больше движения в кадре объекта, чем они непредсказуемей, тем больше должна быть ГРИП.
Как мы помним ГРИП определяется аппаратурой, установками фокусного расстояния объектива и диафрагмы.
Это одна из причин почему в репортажных камерах до сих пор используются матрицы максимум 2/3. Даже при таких размерах  матрицы, получение необходимой ГРИП уже представляет определенную проблему, даже при SD разрешении.
Конечно вы можете закрыть диафрагму, но уже при значениях F8-F11 падает резкость кадра и теряется драгоценная чувствительность, ради которой как правило и ставят большие матрицы.
Уменьшение же фокусного расстояния не просто заставляет вас больше перемещаться для смены крупности, а ограничивает вас в изобразительном решении.

Тут необходимо пояснить.
Использование в съемке зум объективов, или сменных объективов, с различным фокусным расстоянием, определяется вовсе не для съемки с различной крупностью не сходя с места (хотя и такое использование их имеет место быть). Главное это то, как они изменяют пространство внутри кадра. Длинные фокусные расстояния уплотняют пространство кадра, в отличии от короткофокусных.
Так же наличие зум объектива позволяет шире использовать тревеллинг (движение камеры). В отличии от бытующего мения среди любителей, наезд трансфокатором нередкий прием в кино, особенно на сопровождении героя. Зуммирование на объект во время съемки как бы уплотняет кадр концентрируя внимание. Но я немного отвлекся :).
Итак, использование объектива на его короткофокусном расстоянии, не есть панацея в расширении ГРИП, так как сильно ограничивает наши творческие возможности.

Допустим у нас есть задача, как мы выберем параметры и точку фокусировки?
Напомню что, задача нам диктует точку фокусировки, и необходимую ГРИП.
Например имеется вальсирующая по кругу пара. На что фокусироваться? Ну тут просто, конечно на пару, это очевидно (потом я расскажу когда это бывает не очевидно).
Какая нам нужна ГРИП? Смотрим задачу, достаточная для отображения пары в резкости. И тут маленький ньюанс. Отображения пары в резкости на всем протяжении их движения, или с учетом смены точки фокуса?
Так же я введу такой момент, камера у нас одна, а танец нужен весь, Пара танцует один раз, и дубля не будет, как и дополнительных планов.

Первое, надо решить как снимать, с какой точки, какой крупностью, то есть общее изобразительное решение.
Можно просто встать на штативе на тройку точке (или даже с одной) и отснять несколько кадров разных крупностей, выхватив свою пару.
Это вполне подойдет для ТВ репортажа, но что с этим делать, не имея закадрового текста, я лично не знаю. Да и репортаж будет очень короток.
Второй вариант, одна точка и держать общий план танцплощадки, или панорамировать, держа свою пару на общем плане, снимая непрерывно без смены точки.
Неплохо, но скучновато, и зрителю и оператору.
И наконец третий смешанный вариант, снимая неприрывно, лайвом, панорамируя, сопровождать пару, периодически укрупняясь до крупного, и откатываясь до общего.

Чуть позже продолжение.

0

3

Итак, как снимать вальсирующую пару ваш авторский выбор, я выбираю третий вариант.
Суть этого метода в том что мы не просто покажем планы разной крупности, главное что мы привлечем внимание зрителя к различным деталям этого действа.
То есть по сути покажем событие с разных сторон.

Он плавное увлекает ее в танце, и они кружась сливаются с танцующими.
Кружась в танце она ему улыбается, и он улыбается ей в ответ. Они наслаждаются движением и друг другом...

Пара на среднем плане утанцовывает все дальше от камеры, которая продолжает их удерживать в кадре, но отпускает их на общий план, и перед камерой мелькают другие пары. Вот они приближаются и камера медленно и плавно наезжает(тут важна ручная трансфокация, не качелькой, иначе будет плавно, но не эмоционально, технично-бездушно). они проболжают приближаться до крупного плана ее, камера чуть приотпускает ее и цепляется за него, потом по мере их удаления отпускает их до среднего, чтоб оба были в кадре...

В этом видео есть моменты смены крупности зумом, не прерывая съемки, дающие акценты на некоторых деталях. Конечно я мог бы снять специальный пример, где бы видно было и фокус, но нету сил честно, потому даю что под рукой. Звук там наложен (надеюсь ютуб не уберет его, так как он тут важен) и только в конце открыт родной, песня эта и звучала, но тамада много лишнего говорила.
На всякий случай ссылка на вимео с тем же самым видео

Конечно при ручной трансфокации возможен технический брак, рука там дрогнет, но если у вас камера с приводом от кольца объектива, но через моторчик, то это сгладит возможные рывки. Но даже не очень ровный наезд лучше бездушного наезда качелькой. Я не видел за свою жизнь ни одного кадра где бы наезд качелькой с любой скоростью был бы уместен. Дело в том что там наезд равномерен, как робот, это никуда не годится для художника :).

Как быть с фокусом в такой ситуации? Тут конечно многое будет зависеть от реальной ситуации, дистанции их удаления, освещения, итп. Но все же пару советов я бы дал.

Первый вариант.
Прикидываем дистанцию до них на самом ближнем участке их траектории (наводим фокус по ближним парам, или полу) при этом когда они к нам пританцовывают, они будут в резкости на крупных планах. При отдалении мы их отпускаем до общего, где глубина резкости будет достаточно велика, и при их небольшом размере в кадре, будет просто не видно погрешности.
Недостаток в том что нельзя зумировать когда они далеко, иначе они выпадут из ГРИП. Второй вариант лишен этого недостатка.

Второй вариант.
Прикидываем фокус до дальней точки, и крупные планы берем там (и общие тоже можно), при откате камеры, камера будет давать бОльшую ГРИП, и они проходя даже рядом с камерой на среднем или общем, будут достаточно резкие(надо только помнить о минимально возможной дистанции фокусировки камеры).
Возможно временами вам придется чуть уточнить фокус, но все же нет необходимости его водить от дальней позиции до ближней, благодаря бОльшей ГРИП на короткофокусном конце объектива(полный отъезд).
При этом, при слежении за ними, на длинном конце объектива вы будете иметь меньшую ГРИП делающую акцент на вашей паре.
Конечно тут будут некоторые погрешности, но вполне допустимые.
так же не надо боятся пересекающих вам кадр пар на ближнем плане, они только сконцентрируют внимание зрителя на вашей, проносясь и закрывая вашу пару.
Такой кадр похож на то как мы следим глазами за людьми, потому он и лучшее решение в данной ситуации.
Посмотрите на мой пример. Конечно желательно быть чуть дальше что бы при трансфокации размеры пар на переднем плане были более соотносимы с вашей парой. И все же даже в моем примере видно что проходящие перед камерой люди могут не так мешать как казалось бы на первый взгляд, а то и помогать.

Должен отметить что это все может не проканать при съемке видео на фотоаппарат, в силу катастрофически малой ГРИП и невозможности сколько-нибудь сносно зумировать при съемке. Конечно можно закрыть дырку, но даже этого может оказаться недостаточно. А что вы хотели, в кино для динамичных сцен используют объективы с малым фокусным расстоянием, и закрытую диафрагму при большом количестве искусственного освещения.

Используя описанный выше способ вы можете снять например такой кадр.
Человек идет на камеру(движение из глубины кадра), вы укрупняетесь до крупного или среднего, наводите фокус берете средний или даже крупный, и по мере его приближения к камере, делаете откат трансфокатором камеры удерживая человека в одной крупности или чуть обобщая. В силу увеличения ГРИП, при отъезде трансфокатором, вы будете иметь героя достаточно резким на протяжении всего кадра плана.

Видите как вопросы фокуса неразрывно связаны с общим решением сцены или кадра. Вобщем то так часто бывает, жизнь она целая, и лишь для восприятия, мы разлагаем ее на составляющие(анализ).
И за любым анализом нужен синтез.

Снимая что либо и монтируя вашу съемку, анализируйте, как можно было иначе решить кадр, ищите варианты, это очень поможет в следующей съемке. И если есть возможность пробуйте.
Я всегда на репортаже снимал пока у меня была пленка и аки. Сюжет минуты три, мероприятие час, Снято уже 15 минут . что заведомо покроет нужду в кадрах, и все же я снимал, снимал уже для себя. И только почувствовав что такие кадры уже были, и я пошел на круг, я останавливался.

В следующий раз попробуем рассмотреть другие примеры кадров с точки зрения наводки фокуса, ведь я еще не рассказал как быть. когда фокус  вроде бы надо навести на несколько точек сразу, например шеренга солдат в глубь кадра :).

0