Свободный видеофорум

Объявление

Введите здесь ваше объявление.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Свободный видеофорум » РАЗМЫШЛЕНИЯ ДАОСА » О балансе белого


О балансе белого

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Баланс белого (ББ) еще одна обширная тема. Не претендую на исчерпывающую статью, но немного поделюсь своим пониманием.

У камеры имеется три канала цвета (независимо от количества матриц) R, G, B. Соотношение уровней в этих каналах характеризует и собственно цвет. Для правильного отображения цвета необходимо задать начальное соотношение уровней в этих каналах. Причем именно соотношение, а не абсолютные значения. Вот устанавливая ББ (отбивая, выбирая из пресетов), вы и задаете это соотношение.
Отсюда можете догадаться почему по белому плохо отбивать баланс. Белый находится на пределе верхнего диапазона матрицы, то есть все три канала дают практически максимально возможный сигнал. Соответственно электронике проблематично изменить усиление каналов, так как они по сути оказываются на, и за гранью измеряемого уровня.
Потому то серый более предпочтителен, так как уровни каналов находятся в середине их полного диапазона сигналов.
Но тут есть ньюанс. Камера не знает где серое, а где белое, выставляя экспозицию (диафрагму, затвор, усиление, ND фильтра), вы задаете абсолютные значение RGB каналов, а вот потом наведя камеру на серое, выставляете соотношение каналов.
То есть правильная последовательность отбивки белого, сначала выставляем экспозицию, и только затем отбиваем собственно ББ.

В оперативной работе зачастую на все эти церемонии не хватает времени, так же иногда условия освещения настолько сложные, что сложно получить вменяемый отбив ББ(попробуйте отбиться на дискотеке :-D).
Вот для таких случаев во всех камерах, даже мыльницах, есть пресеты (предустановки) ББ. Они сделаны для типовых условий освещения и подходят, как ни странно, в подавляющем большинстве реальных ситуаций. Тут надо заметить что не надо стремится к идеальному ББ. Мало того что это трудно выполнимо в реальной съемке, так это еще и просто не нужно, так как убивает атмосферу кадра (по пробуйте отбиться для съемки сцены освещенной только свечами, и снимите то же самое в пресете 3200К(комната)).
Так же стоит понимать, что реальные условия освещения не имеют одной четко выраженной температуры. Это всегда смесь источников освещения с различной температурой. Например на улице небо освещает сцену более 10 000К, а солнце порядка 5600К(иногда указывают разные значения). А отбитая 7000К будет лишь средней цветовой температурой по всему кадру. Надо понимать что даже цветовая температура солнца зависит от его высоты над горизонтом, а также состояния атмосферы. То есть его точное значения варьируется.
Реальный кадр на улице имеет в тенях большее преобладание цвета неба, чем в светах. То есть по сути одной цветовой температуры, даже средней, нету, более того, сами объекты могут принимать переотраженные лучи и менять цветовую температуру. Вот еще одна причина плохого отбива по белому, белый лучше других принимает и отражает в камеру переотражения лучей света (отбейтесь по снегу около зеленого забора(реальный случай между прочим)).
Отсюда можете догадаться почему автомат ББ камеры( не путаем с отбивом, именно AWB, автоматический баланс белого) нередко ошибается. Он постоянно следит за средней цветовой температурой кадра, и выставляет соотношения усиления каналов для усреднения общего (суммарного) цветового оттенка кадра на выходе камеры. Если в кадре появится большой (по площади относительно кадра) яркий цветной объект, то автомат может усреднить кадр, уменьшив усиление соответствующих (цвету объекта) каналов.

В большинстве камер имеется два заводских пресета, цветовая температура их около (производитель иногда немного варьирует значения) 3200К и 5600К. Иногда их обозначают как indoor, outdoor соответственно. Так же можно встретить различные вариации типа комната, улица. Назначение пресетов указано в их названии, хотя бывают ситуации требующие применения уличного пресета в помещении, например прожектор на дискотеке 5600К температурой освещающий ведущего нередкая ситуация.
Некоторые камеры имеют сдвиг пресета в ту или иную сторону, а также установку ББ по Кельвинам, что дает полную свободу в выборе ББ.

Чуть позже (и так текста многовато, мало кто осилит :-)) я расскажу о практическом применении в тех или иных практических ситуация различных ББ и способов их отбива.

0

2

Игорь, спасибо. Скопировал себе в книжку.

0

3

Итак вторая часть о балансе белого, практика.

С теорией, надеюсь, более менее понятно, по этому посмотрим как это сказывается на практике, в реальных ситуациях.

Обычно мы имеем несколько источников, а это не всегда очевидно, освещения конкретной сцены.
Например, комната днем, свет падает через окно. Для упрощения рассмотрим случай пасмурной погоды.
характер света падающего через окно, в целом, можно охарактеризовать как однородный, то есть одной цветовой температуры. Конкретное значение не столь важно, но что бы быть конкретными, я скажу что это будет например около 7000К.
Казалось бы можно считать что комната освещена одним источником света и ББ не представляет проблем.
Но конечно это не совсем так. Комната имеет второй не очевидный источник освещения. Тридешники конечно догадываются какой.
Это отраженный свет от стен комнаты. Причем он имеет заполняющую природу. То есть именно он заполняет комнату светом со всех сторон,
в том числе и теневые стороны, не получающие прямого света от окна. Причем по мере отдаления от окна он будет все больше и больше преобладать.

Цветовая температура в комнате будет неоднородна. Во первых она будет ниже уличной, во вторых она будет несколько уменьшаться по мере
продвижения вглубь комнаты. Около окна она может достигать 5600К а в глубине иметь едва 4000К.
Казалось бы отбившись(ББ) у окна, мы можем легко снимать человека около окна с правильной цветопередачей.
И конечно опять это не совсем так. Дело в том что снимаемый человек освещен со стороны окна, светом из окна, высокой цветовой температуры.
А со стороны комнаты, светом с более низкой цветовой температурой.
Практический вопрос, что делать?

Прежде чем что то делать попробуем понять что нам нужно. Причем вопрос не так прост.
Возможно мы хотим снять человека задумчиво смотрящего в окно, а возможно он сидит на подоконнике, и с интересом смотрит в глубь комнаты.
В первой ситуации свет из окна будет преобладающим, а значит основным(это не термин) для нашего героя.
Во втором случае основное освещение будет из комнаты, а свет из окна станет контровым, подчеркивающим очертания объекта.
Обе ситуации требуют разного ББ. Первая требует отбива около окна, вторая как минимум в середине комнаты,
то есть чтоб свет из окна не так сильно сказывался на отбиве ББ.
Вроде бы сложно, неужели нам теперь отбиваться перед каждым кадром. Конечно нет. Все проще.

Репортажная работа, да и постановочная иногда, не требует получения идеального ББ. Например человек смотри задумчиво в окно,
легкий(не увлекаемся), чуть голубоватый оттенок на его лице, только подчеркнет атмосферу сцены (солнечный день, пасмурно, вечер).
Ведь в жизни наш глаз, а точнее мозг, привык отбивать ББ и по степени коррекции судить об атмосфере сцены.
Если отклонения небольшие, то зритель комфортно воспримет сцену и поймет что за окном не студийный софит (вот вам пример, как искусственным светом в студии, получают характер реального освещения в жизни :-) ).
А если на его лице желтовато-красноватый оттенок? Быть может он смотрит на закат?

Конечно получая эффектное освещение не стоит заходить в крайности.
Для репортажа будет достаточно если вы отобьетесь в середине комнаты так чтобы свет с окна не падал прямо на карту(бумагу для ББ)ББ.
Или выставите температуру около 4400К-4600К.
Но вы помните, что снимая невесту глядящую в окно, вы будете на грани, может быть будет лучше перейти, для отдельного кадра, в заводской  пресет 5600К(outdoor).
(если у вас нет возможности отбивать ББ в каждом углу :-)).
Легкие отклонения ББ вы скорректируете на постобработке, если посчитаете нужным.
Главное иметь ББ по всем снятым кадрам более менее близкий к цветовой температуре основного(для этой сцены)источника света.
То есть для такого простого случая одного отбива в середине комнаты будет вполне достаточно.

Более сложный случай, если в комнате горит лампа (ну например светает, а на столе горит лампа 2800К).
Она понижает цветовую температуру в глубине комнаты. Опять же наш герой может находится так что будет освещен в основном этой лампой.
То есть свет лампы будет преобладать на нем.
Надеюсь вы догадываетесь как поступить?  Отбиться где то между лампой и окном, но так чтоб свет ни с окна ни с лампы не падал прямо на карту ББ
(это при условии что лампа не прожектор освещающий вашего героя :-)). А когда герой подходит близко к лампе,
можно перейти на заводской пресет 3200К(indoor).

P.S. Пожалуй пока хватит :-). Продолжение следует...

0

4

Ок.

0

5

Продолжение.

Комната освещенная лампами дневного света (актуально для офисов и в свете прекращения выпуска ламп накаливания :-)) .

Казалось бы тут проблем нет, цветовая температура таких ламп чуть выше 4000К.
На практике люминисцентные лампы бывают разной цветовой температуры, от 6000К до 2700К. Причем случай типового офиса, когда лампы с температурой выше 4000К, наиболее мерзок с точки зрения получаемого результата.
И проблема не в белом, конечно белый получить то как раз не проблема, а вот получить кожу естественного оттенка, весьма нетривиальная задача.
От таких ламп кожа имеет мертвенный синевато-зеленоватый оттенок, как у трупа. Причем попытка понизить или повысить установку цветовой температуры камеры, мало помогает. Кожа или синевато зеленая, или желтовато зеленая.
Возможно постепенно лампы дневного света станут лучше, светодиоды уже заметно улучшились в этом плане (у них тоже светится люминофор), но что нам делать сейчас?
Радикальное решение, это смешать свет(раз уж нет возможности его заменить). В бытность работы с галогеновым накамерником, я заметил, что если чуть чуть подсветить галогеновым накамерником (3200К), не меняя отбива камеры(то есть отбив под свет лампы дневного света, на практике где то около 4200К-4600К), лицо интервьюируемого теплеет :-). Исчезают трупные оттенки.
Мой накамерник не имел диммера и я просто подсвечивал краем его луча, так как свет от галогенки имеет большое затухание на краях луча, это позволяло дать небольшую порцию света.
Сейчас у меня самодельный светодиодный накамерник с диммером на две температуры 3200К и 5600К(две группы светодиодов). При съемке в помещении с дневным светом, я чуть чуть подсвечиваю светодиодами 3200К, до получения более естественного цвета лица, камера стоит на кельвинах на 4200К-4600К.
Если в такую комнату проникает свет от окна, то ситуация усложняется, но картинку можно получить лучше.
Если у вас нет накамерника, то сняв интервьюируемого около окна, и отбившись там же вы можете получить лучший цвет кожи чем в глубине комнаты куда попадает только свет ламп дневного света.

Заметьте что я ничего не сказал сейчас о белом цвете. Дело в том что некоторые уходы белого в кадре, выглядят лучше, чем уходы цвета кожи человека. То есть не переживайте за поголубевшее платье невесты(оно нередко как раз не белое, а с голубым отливом). Так же оттенки близкие к белому вы можете поправить на пост обработке, не затронув тона кожи.

Если в вашем кадре нет человека, то как раз ББ может иметь больше допусков.
Дело в то что зритель не знает какого реально цвета у невесты было платье, зато он точно знает что сине-зеленые лица бывают только у трупов(цветных, негров, китайцев сейчас не рассматриваем :-)).

В следующий раз расскажу о практическом случае, как я пролетел с лампами дневного света, в небольшой комнате, снимая два интервью :-).

0

6

Спасибо за отзывы. Рад что вам интересно, значит буду продолжать :-D.

Итак случай о ББ из личной моей практики, в бытность видео-оператором мэрии моего города.

Снимал я два интервью в одной комнате, освещенной лампами люминисцентного света и светом из окна (погода была пасмурная). Освещения не хватало, комната маленькая. Посередине к окну стоял стол, а по бокам от него сидели интервьюеры. Инспектор сидела ближе к окну, на рабочем месте. А ее гостья сидела напротив ближе ко входу в комнату.
Камера была sony dsr300. Особенность этой (да и некоторых других профкамер) в том что в базовом варианте у нее нет цветного вьювера, а откидной жк экранчик отсутствует как класс. То есть оценить цвет снимаемого кадра, можно будет только в монтажной, когда уже будет поздно метаться :-).
Вторая особенность, это то что при отбиве ББ камера пишет отбитую цветовую температуру в кельвинах. Вот эти две особенности и заставили меня много размышлять о ББ :-).
Ну отбился по свету в основном от ламп дневного света, так как даже инспектор сидела достаточно далеко от окна, и свет от окна падал на нее совсем немного. Камера нарисовала что то около 4300К-4600К(счас точно конечно не скажу :-)). В принципе это где то соответствовало ситуации.
Ну конечно я решил улучшить ситуацию и подсветить немного накамерником.
Накамерник был на галогенке(3200К), и имел дихроичный фильтр дающий свет цветовой температурой 5600К.
Вопрос стоял как подсветить, с дихроиком или без. Полагая что визуально 5600К галогенка светит где то ближе к имеющемуся свету, я ничто же сумняшеся, включил накамерник, опустил дихроик, то есть подсветил 5600К слегка приподняв светильник, что бы уменьшить поток света, ибо снимал чуть ли не в упор. То есть что бы просто немного добавить заполняющего света.
Приехав со съемки я всегда старался просмотреть отснятый материал, на предмет анализа ошибок, дабы учесть их в дальнейшем.
И вот на контрольном мониторе я увидел что инспектор сидевшая ближе к окну и получавшая больше света оттуда вышла приемлимой, а вот ее гостья просто мертво-синяя. Я попытался откорректить материал, он очень плохо тянулся, получив какой то компромисс я стал анализировать как так вышло.
Накамерник помимо подсвечивания еще и подкрашивал. И вот подкрашивал он высокой цветовой температурой (выше чем доходящий свет с окна!). Если бы я встал в пресет 5600К, или отбился с включенным накамерником(что часто и делают проф оперы), то было бы приемлимо(хотя и хуже чем молго бы быть :-)).
Вывод, пытаясь улучшить, можно заметно ухудшить :-).
А вот еслиб я дал при тех настройках что были, немного теплого 3200К света, чуть подкрасив лицо, былоб много лучше.
Вообще по моим наблюдениям для помещений 5600К очень мало пригоден. В комнате никогда не бывает такой цветовой температуры. Ну конечно если вы не светите накамерником с 5600К, или заливаете комнату студийным светом 5600К :-D.

В реальных комнатах, без ярко выраженной окраски стен, цветовая температура составляет около 3600К до 4600К, в среднем 4200К-4400К в середине комнаты, без искуственного освещения (если оно есть, ситуация может менятся). Если вы не имеете возможность менять установку ББ по кельвинам, или отбить ББ(некогда) перейдите в пресет 5600К. Это не совсем хорошо, но достаточно близко к нужному.
Если вы имеете светодиодный накамерник, учтите что они сейчас как правило
светят от 5600К и выше, нередко 6000К с небольшим(китайские LED 126 и им подобные), что дает мертвенные оттенки на коже, будьте внимательны.
Лично мне нравится в комнате, при отбитом ББ, или установленном по кельвинам от 3600 до 4600, подсвечивать слабым светом теплых светодиодов(у меня 3200К самоделка). Если у вас типа LED126, то это с накинутым оранжевым фильтром.
Подсвечивать ровно с такой силой чтоб лицо героя чуть потеплело.
Если же снимаете интерьер, то в принципе пофиг :-), как я уже говорил, тут погрешности не так мешают.
Если комната имеет искусственное освещение как дополнительное, то ситуация усложняется. Одна комната может иметь свет от 2800К до 5600К(у окна) по сути.
Если герой у окна это персет 5600К, у включенной настольной лампы 3200К(сам свет ниже, но это тока подчеркнет атмосферу).
Отсюда, в середине комнаты, смотрите по содержанию кадра, благо у вас то цветной жк нав5ерняка есть :-).

0

7

Необходимое уточнение для читающих.

Цифры цветовой температуры, указанные в моих постах в кельвинах, приблизительны и указанны для общего ориентирования.
Конкретные цифры в вашей ситуации могут отличаться в зависимости от того чем измеряете, временем года, суток, итп. Но для понимание что где, и в каких соотношениях, указанные мною цифры вполне пригодны.

0

8

спасибо Игорь,
всё коротко и ясно....

0

9

Заглядывай, вдруг я еще что напишу :-).

0

10

А , я, засранец, все делаю на свой глаз... хотя, прекрасно знаю о кельвинах, но... не хочу :jumping:

0

11

Дак я о глазе и рассказал. Я дал ориентиры на что смотреть что учитывать при любом способе взятия ББ, даже автоматическом.

0

12

Не будем рассматривать идеальный вариант(постановка света итп). Для живых концертов это бывает редко, даже при работе ПТС. Свет на концертах (даже при наличии ПТС) ставят не для видеосъемки, а для зрителей. В лучшем случае есть возможность лишь немного подогнать этот свет под задачи видеосъемки. Но нам простым смертным обычно недоступно даже это. Хорошо если есть хотя бы возможность занимать нужные точки. Все что написано ниже, чисто мой подход не претендующий на академичность.

Итак концерт.

Начну с баланса белого. Почему с него? Да потому что это самое простое при съемке концерта. Ставите пресет 3200К (indoor).
Теперь объясню почему.
На концертах всегда используют эффектный свет, причем зачастую весь свет как таковой эффектный. Ну то есть если и есть нормальный свет, он все равно сильно окрашен. Наиболее естественное воспроизведение цветов на сцене будет при пресете 3200К. Тут надо понять, что естественное, это значит такое как оно выглядит на сцене. То есть красный красный, а лицо освещенное зеленым прожектором будет именно зеленое.
Надо отметить и возможные исключения.
Бывают иногда светильники на концертах-дискотеках температурой 5600К. Вы их сразу увидите, так как в темноте зала наш глаз автоматически настроен на 3200К.
Он (свет такого светильника) будет бело-синий, ну как ваш китайский светодиодный накамерник Z126, Z96 итп. Чаще всего им освещают вышедшего ведущего, но иногда и подмешивают в цветовую кутерьму выступления.
Что делать.
Смотрите как в целом воспринимается ощущение цвета от сцены, чаще всего 3200К будет лучшим выбором. Но если на сцену вышел ведущий или солист, и осветитель включает на него свет цветовой температурой 5600К (белосиний), ставьте 5600К, если он постоянен(все время работает или заметно подмешивается в цветопляску света).
О ньюансах цветопередачи тут говорить не приходится, так как никто не заботится о точной передачи цвета при постановке концерта. Световик светит для эмоционального воздействия комбинируя различные цветные прожекторы. Хотя если световик не полный авангардист, свет цветовой температурой 3200К все же преобладает ( во времени) на выступающих.

Экспозиция.
Вот тут сложно. Во первых вписать сцену в ДД камеры просто невозможно (конечно если это не постановка для камеры).
Куда смотреть. Во первых не парьтесь про черные занавески сзади. Они и должны быть черными, пусть проваливаются как угодно глубоко ниже уровня черного. Если фон недостаточно освещен значит нам придется пожертвовать фоном. Хотя зачастую никто не думает там о фоне, его просто нет, потому никто в него не светит.
При съемке общего плана учтите, что в кадре будет довольно много пустого черного. Осветители сцены не думают о ее полноценном заполнении светом. Потому не увлекайтесь сильно общими планами, их и впринципе всегда должно быть много меньше чем прочих планов.
Далее, учите, что на общем плане детали лиц не видны, по сути вы видите силуэты с угадывающимися деталями на них. То есть экспозицию можно ставить посветлее на общих планах, но не выбеляя цвета. Свет цветного прожектора должен иметь цвет даже если он по уровню очень яркий.
При съемке менее общих планов (человек в рост) и крупнее, вам нужно будет прикрывать диафрагму. На средних и крупных уже надо следить за бликами на лицах.
Вот тут важный момент. Свет меняется все время, от движенгия выстпуающих, от работы осветителя, и соответственно блики на лицах не постоянны.
То есть я вас подвожу к мысли что не надо ставить экспозицию по вспышкам стробоскопа (немного утроирую :-)). Cтавьте экспозицию по среднему уровню освещения лица артиста.
Как практический пример приведу ниже свою съемку

Тут вы можете видеть как раз работу прожектора на 5600К, при этом я не переключал пресет камеры, так и снимал на 3200К, подсвечивая передний план самодельным светодиодным накамерником цветовой температурой 3200К( там я мог быть вплотную к сцене, так обычно редко конечно бывает).
К слову эти сцены можно было снимать и при пресете 5600К (я пробовал, светильники сцены это позволяли), но это скорее исключение.

На концерте обычно сцена освещена достаточно и усиления я включаю только при съемке зрителей.
Но вот тут мне пришлось включить усиление на +6дб

0


Вы здесь » Свободный видеофорум » РАЗМЫШЛЕНИЯ ДАОСА » О балансе белого